Авторизация партнеров

Горный хрусталь - чистейшей прелести чистейший образец

Из книги «Рассказы о Самоцветах» великого русского ученого-минералога А.Е.Ферсмана: «С самой глубокой древности внимание и восхищение человека привлекали именно кристаллические разновидности кварца, непревзойденные по своей красоте. В чудесных прозрачных кристаллах горного хрусталя кварц нашел свою наиболее совершенную форму. Древние греки считали горный хрусталь льдом, замерзшим настолько, что он навсегда потерял способность таять, и называли его «кристаллос», что в переводе означает: «лед». Возможно, что представление о хрустале у них как-то связывалось с холодом, царящим на вершинах Альп, где находятся прекрасные месторождения его. Еще в 14 веке ученые говорили: «Хрусталь – светлый камень водянистого цвета. Люди полагают, что это снег, ставший твердым на многие годы». Но в 17 веке, при сравнении удельного веса горного хрусталя и воды, было установлено, что горный хрусталь – настоящий камень, не имеющий ничего общего со льдом. Благодаря своей исключительной чистоте и значительной твердости горный хрусталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественной обработки. В самом деле, художники, умевшие использовать все случайности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффектов, особенно при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели грань. Горный хрусталь вызывал удивление не только у народов Греции и Рима, но также Индии, Китая и Египта. Греки и римляне издавна применяли горный хрусталь для украшений и печатей. С особой любовью они относились к чашам и вазам из хрусталя, которые покрывали прекрасной резьбой. Известно, что Нерону принадлежали два редких и прекрасных кубка для питья, сделанные из кристалла горного хрусталя, не имевшего никаких изъянов. Уже с древнейших времен славились художественные изделия из хрусталя работы индийских мастеров. Прекрасны и китайские изделия вычурных и сложных форм. Обработка хрупкого и часто трещиноватого камня требовала поистине героического терпения. Европейскими мастерами 11-15 веков были также созданы прекрасные изделия из горного хрусталя. На первом месте следует назвать чаши, бокалы и вазы, относящиеся к тем временам, когда стекло или еще не было изобретено, или когда еще не умели его обрабатывать. Но и впоследствии хрустальные сосуды все-таки продолжали оставаться самыми излюбленными и ценными предметами роскоши. В средние века горный хрусталь стал широко применяться для изготовления церковных чаш, светильников, торшеров, для украшения оружия. Начиная с 16 века выдающуюся роль, особенно в Италии, играли хрустальные сосуды. С этого же времени начинается применение лучшего горного хрусталя в качестве «стекла» для зеркал, небольших картин, табакерок и т.п. Большинство крупных предметов того времени итальянского или французского происхождения. Но вскоре хрусталь и его обработка стали известны и в Германии. Здесь хрустальные сосуды сочетались с прелестными золотыми оправами, украшенными эмалью, алмазами, изумрудами и рубинами. Одно то, что для украшения хрусталя употреблялись самые драгоценные материалы, служит доказательством того, как высоко он ценился. В 18 же столетии горный хрусталь почти совсем исчезает из употребления.

В России первые месторождения горного хрусталя были открыты в середине 18 века на Урале. Горный хрусталь шел для печатей, брошек, перстней и разных безделушек. Его исключительная прозрачность, чистота тона и некоторая игра обеспечивали ему определенное место среди бесцветного ограночного материала. Наиболее ценными и красивыми изделиями уральских кустарей являются ожерелья из граненых хрустальных бус. Среди крупных изделий из горного хрусталя работы русских мастеров следует отметить хранящийся в Оружейной палате самовар Петра I и находящуюся в Национальном естественно-историческом музее США печать, изображающую Атласа, держащего на своих плечах земной шар. Однако ни одно произведение искусства из кварца не привлекает большего внимания, чем прекрасные шары из кристаллов горного хрусталя. На заре истории индусы знали уже «читающие» шары. Ими пользовались также предсказатели Греции и Рима. Шары свыше 15 сантиметров в диаметре очень редки и вместе с тем так великолепны, что занимают видное место в наиболее ценных коллекциях произведений искусства и иногда стоят баснословно дорого. Хрустальные шары применяли также для охлаждения рук в жаркие дни. Ювелиры и знатоки, желая проверить подлинность горного хрусталя в различных изделиях, прикладывают их к щеке. От настоящего кварца получается характерное ощущение прохлады, которое не дают предметы, сделанные их стекла. Бесцветный и прозрачный, горный хрусталь встречается в виде хорошо развитых кристаллических многогранников или в форме галек, образующихся в результате естественной шлифовки кристаллов при перемещении их водой в руслах рек или при других аналогичных условиях».

Горным хрусталем украшали христианские святыни: в Московском Кремле хранится крест, выполненный из горного хрусталя, серебра и резного дерева. В описях Успенского собора 17-18 века он именуется «хрустальным выносным». В православной традиции горным хрусталем украшали также в знак почитания иконы, церковную утварь.

Таким образом, кристалл горного хрусталя издревле символизирует чистоту, непорочность, безупречную красоту.

При создании авторских мебельных ручек с горным хрусталем дизайнеры Sodahomedecor сумели передать ощущение прикосновения к теплу и ослепительной белизне, светящейся изнутри. Дизайнерские дверные и мебельные ручки, инкрустированные горным хрусталем, придают интерьеру невероятную свежесть и прозрачность воздуха горной высоты: благодаря особенной легкости и «невесомости» этого удивительного камня, эксклюзивные мебельные ручки с вставками из горного хрусталя впишутся в любой интерьер.

Галерея

← Назад в блог